«Да» и «Нет» в вопросах экономики России и Прибалтики. Любовь Савостина
2007-02-19
Экономическое взаимодействие России и балтийских стран в настоящее время осуществляется с большими сложностями. На развитии экономических связей негативно отражаются сложные политические взаимоотношения, переживаемые странами экономические трудности, усиление конкуренции на внутренних рынках в результате либерализации торговли, резкая смена внешнеэкономических приоритетов.
До
Странам Балтии пришлось осваивать западные рынки, особенно после финансового кризиса в России в
Нарушение основных прав и свобод российских граждан в Латвии и Эстонии, сдерживая налаживание нормальных межгосударственных отношений с Россией, негативно влияет и на развитие взаимных экономических связей. Россия и Эстония так и не заключили Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. В
Несмотря на напряженные отношения, Россия остается крупным торговым партнером прибалтийских стран благодаря высокой активности предпринимателей, с выгодой использующих географического расположения региона. Особенно это касается посреднических функций. Через порты стран Балтии осуществляется реэкспорт черных и цветных металлов, нефтепродуктов, химикатов и лесной продукции, произведенных в России. В первой половине 90-х гг. благодаря реэкспорту Эстония стала одним из крупнейших поставщиков на мировой рынок цветных металлов.
В целом для торговых связей России и стран Балтии характерны значительные колебания по объемам и по соотношению объемов экспорта и импорта.
Валютно-финансовый кризис в России наряду с введением адресных экономических ограничений, в частности на торговлю с Латвией, отменой льготных железнодорожных тарифов на транзит грузов на латвийском направлении (в
Августовский кризис
Увеличению объема взаимной торговли России и стран Балтии в 2000–2004 гг. в определенной степени способствовали существенное улучшение конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов, металлов, минеральных удобрений и других товаров, повышение конкурентоспособности российского экспорта из-за девальвации рубля. Объем импорта России из прибалтийских стран, в котором преобладают потребительские товары, стал зависеть, главным образом, от платежеспособного спроса российского населения, курса рубля, ставок ввозных пошлин, а также политических факторов. Хотя он вырос в связи с оживлением внутреннего спроса после августовского кризиса
Наиболее крупные объемы взаимной торговли у России были с Литвой. Этому способствовало Соглашение о торгово-экономических отношениях (вступившее в силу в январе
Удельный вес стран региона в торговле России сейчас составляет около 3 % (сюда входят прямые торговые поставки и следующие через страны Балтии транзитом и фактически поступающие в третьи страны). В то же время определенная часть товаров, произведенных в странах Балтии, поступает в Россию через другие страны (Польшу, Финляндию) или после незначительной переработки через Калининградскую область. Основные потоки транзитных грузов идут из России в западные страны. Например, в 2000 г. 96 % российских грузов, перевезенных через территорию Латвии, прошли через нее транзитом.
Прибалтийские страны имеют устойчивое пассивное сальдо торгового баланса с РФ, которое в последние годы имело тенденцию к росту. Отрицательное сальдо в торговле перекрывается валютными поступлениями за оказываемые ими России транзитные услуги.
Отрицательное сальдо в торговле перекрывается валютными поступлениями за оказываемые ими России транзитные услуги.
Экономическая роль России в Прибалтике определяется, прежде всего, поставками топлива, благодаря которым Россия занимает первое место в импорте Литвы, второе – Латвии и четвертое – Эстонии. В последние годы эти страны удовлетворяют основные импортные потребности в газе, нефти и ядерном топливе для АЭС (Литва) за счет российских поставок. В
Крупными импортными позициями прибалтийских стран, особенно Эстонии, являются металлы (главным образом черные и алюминий) и изделия из них, а также химические продукты (удобрения, пластмассы). Быстро растущей импортной статьей являются лесобумажные товары и, прежде всего, древесина. Еловая и сосновая древесина ввозится из Псковской, Новгородской и ряда других областей России для производства пиломатериалов, впоследствии экспортируемых странами региона на Запад.
Негативным моментом продолжает оставаться сокращение в российском экспорте в страны Балтии доли изделий машиностроения. В
Страны Балтии прекратили закупку в России продукции военно-технического назначения (перевод вооруженных сил и военно-технического производства на стандарты НАТО вынудил их активно сотрудничать с фирмами развитых стран, прежде всего США, Швеции, Германии). В то же время сохраняется значение стран Балтии как поставщиков машиностроительной продукции на российский рынок. На изделия машиностроения приходится почти 60 % вывоза Эстонии, 40 % – Литвы и 23 % – Латвии. Столь высокая доля технических изделий связана с накоплением, хранением и подготовкой к экспорту комплектующих для сборочных производств, действующих или разворачивающихся в России и в созданных в странах Балтии беспошлинных зонах (Таллинн, Рига, Клайпеда и др.), а также с поставками (особенно Эстонией) подержанных легковых и частично грузовых автомобилей.
Группа продовольственных товаров, основными позициями которой являются рыба, мясо и изделия из них, продолжает оставаться одной из наиболее крупных в экспорте в Россию, несмотря на резкое снижение сотрудничества в этом направлении после августовского кризиса. Заметными экспортными позициями являются также химические продукты (фармацевтика и парфюмерия из Латвии, пластмассы из Литвы), а также текстильные материалы, изделия легкой промышленности (одежда, обувь).
В целом же значение стран Балтии как поставщика многих товаров, по которым Россия является нетто-импортером (продовольствие, товары широкого потребления и т. д.), невелико и имеет тенденцию к уменьшению. В
Вместе с тем Россия является крупнейшим покупателем у стран Балтии транспортных услуг, которые в значительной мере уравновешивают многократное превосходство российского товарного экспорта над импортом. Для России страны Балтии в силу выгодного географического положения, наличия незамерзающих морских портов (Вентспилс, Клайпеда, Таллинн и др.), хорошего, по сравнению с российскими портами, качества предоставляемых ими услуг, наличия развитых транспортных коммуникаций, включая нефтепроводы, имеют важное значение в обеспечении ее внешнеторговых связей. Через Балтию проходило транзитом до
Россия является крупнейшим покупателем у стран Балтии транспортных услуг, которые в значительной мере уравновешивают многократное превосходство российского товарного экспорта над импортом.
Однако значение прибалтийских стран в обслуживании российского экспорта и импорта будет уменьшаться по мере расширения пропускной способности портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Интересы обеспечения внешнеэкономической безопасности, повышения эффективности внешнеэкономических связей за счет экономии на транспортных издержках требуют увеличения бюджетных поступлений от перевалки грузов в портах, достаточно высокой степени импортозамещения в транспортном обслуживании внешнеторговых связей России.
Россия заинтересована в большей загрузке порта Калининград. Пропускная способность единственного на Балтике незамерзающего портового комплекса России до
Потенциальные возможности Калининградского порта позволяли перерабатывать около 1,2 млн. т цветных металлов в год. Но они долгое время использовались в небольшой степени, поскольку большая часть металлов шла через порты Эстонии. Так, в
Для привлечения грузов в Калининградский порт РЖД с августа
Из-за увеличивающихся транзитных пошлин Россия вынуждена искать новые пути для экспорта и импорта товаров. С 20 июня
Реализация планов создания Балтийской трубопроводной системы (БТС), в том числе завершение в
Экономика стран Балтии в большой зависимости от предоставляемых России услуг по транзиту. Импорт услуг значительно превышает их российский экспорт. Более зависима от российского транзита латвийская экономика. В грузообороте латвийских портов (52 млн. тонн в
Страны Балтии заинтересованы в сохранении выгодной для себя роли "российских ворот на Запад" и прилагают усилия по строительству и модернизации своих портов. В Вентспилсе, например, параллельно с развитием нефтяного сектора ведётся строительство нового контейнерного терминала, пропускная способность которого в перспективе должна достичь 250 тыс. контейнеров в год. Компания “Латхолдинг” построила нефтетерминал в Рижском порту. Латвийская нефтеторговая компания “Диназ” планирует построить в Риге морской терминал для перевалки нефтепродуктов мощностью до 10 млн. т в год.
Сокращение российского транзита, прежде всего нефтяного, через порты Латвии помимо экономической подоплеки имеет и политическую. Это своего рода средство экономического давления на страну с целью ослабления дискриминации русскоязычного населения. Но любые формы экономического давления отражаются на жизни самых незащищенных, в данном случае - неграждан.
Проводя довольно жесткую политику в отношении транзита через Латвию и Эстонию, Россия стремится укрепить правовую базу сотрудничества в области транспорта с Литвой. Заключены межправительственные соглашения о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта, о воздушном сообщении, о торговом судоходстве, о сотрудничестве в области речного транспорта, кроме того, действует соглашение между железными дорогами Калининградской области и Литовской Республики.
Переориентация нефтяных потоков на российские порты и концентрация ее перевалки в более узкой части Финского залива вызвало экологический демарш соседних стран, прежде всего тех, которые потеряли часть доходов от сокращения транзита российской нефти. На встрече глав правительств Совета государств Балтийского моря этот вопрос был внесен в повестку дня. Цель стран Балтии и Финляндии – убедить Международную морскую организацию объявить Балтику особо уязвимым морским районом и ограничить движение танкеров по нему. В этом случае стоимость транспортировки нефти может возрасти в 2–3 раза (повышение стоимости страховки, использование двухкорпусных танкеров и т. д.)
Реализуемый российско-германский проект о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) из России в Германию усложнил отношения России и стран Балтии. Соглашение было подписано 8 сентября
Реализуемый российско-германский проект о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) из России в Германию усложнил отношения России и стран Балтии.
Главной ресурсной базой для СЕГ определено Южно-Русское месторождение, разведанные запасы которого оцениваются более чем в 700 млрд. кубометров. Трасса нового газопровода должна пройти по дну Балтийского моря от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Германия) в обход Польши, Литвы и Латвии. Газопровод общей протяженностью
Соглашение о строительстве СЕГ, напрямую снабжающего страны Западной Европы "голубым топливом", вызвало неоднозначную реакцию со стороны стран-транзитчиков, были затронуты не только их экономические, но и политические интересы. По мнению спикера сейма Литвы Артураса Паулаускаса, Германия, договорившаяся с Россией, ведет себя корыстно и игнорирует интересы других европейских государств. По словам премьер-министра Латвии Айгарса Калвитиса, СЕГ может поставить под угрозу безопасность этого региона, поскольку не отвечает единой энергетической политике ЕС и может привести к экологической катастрофе (со времен второй мировой войны на балтийском дне покоятся залежи химического оружия гитлеровской Германии).
В основе резко отрицательного отношения руководителей и политиков стран Балтии и Польши к проекту СЕГ стояла экономическая причина. Они рассчитывали, что газопровод пойдет по территории их стран (Европейское сообщество дало свою позитивную оценку этому проекту еще в
В основе резко отрицательного отношения руководителей и политиков стран Балтии и Польши к проекту СЕГ стояла экономическая причина.
После реализации проекта «Газпром» получит прямой выход на европейские рынки. Экономическая выгода очевидна: уменьшается риск банального воровства газа из трубопровода, экономического шантажа со стороны фирм и стран-транзитчиков, отпадает надобность продавать им газ по заниженным ценам (сейчас это около $ 90 за 1 000 кубометров газа при среднерыночной цене $ 140–160), стоимость транспортировки газа из-за отсутствия транзитных пошлин станет меньше. Вовлечение в реализацию проекта крупнейших энергетических концернов уменьшает риск российского концерна, обеспечивает необходимое финансирование и делает «Газпром» совладельцем их бизнеса, включая газораспределительные сети в Германии. По оценкам экспертов, при полной загрузке газопровода инвестиции в его сооружение окупятся за два-три года. Уже в первый год эксплуатации СЕГ выручка должна составить порядка $ 4 млрд.
На долю российского газа в настоящее время приходится 26 % его потребления в Европе и около 40 % европейского импорта. Собственное производство газа в Европе будет из года в год сокращаться, а потребность в импорте, соответственно, возрастать. По прогнозам, на европейском газовом рынке к
Россия не принадлежит к числу крупных инвесторов в страны Балтии. Этому препятствовало отсутствие у российских компаний достаточных финансовых средств, сказывался неблагоприятный политический климат. Кроме того, руководство этих стран сдерживало проникновение российского капитала в стратегические отрасли.
По объему иностранных инвестиций в латвийскую экономику Россия занимает четвертое место ($ 120 млн.) после Швеции, США и Германии. В настоящее время в этой стране созданы и функционируют более 1 620 предприятий и фирм с участием российского капитала. Больше всего инвестиций вложено в наземный транспорт, газовую отрасль и финансовую сферу.
Крупнейшим российским инвестором в латвийскую экономику является "Газпром", владеющий вместе с компанией “Итера – Латвия” 50 % акций латвийского газового монополиста АО "Латвияс газе". АО "Транснефтепродукт" имеет 34 % акций совместного нефтетранзитного предприятия "ЛатРосТранс", занимающегося эксплуатацией латвийских участков нефте - и продуктопроводов "Самара-Вентспилс".
”Лукойл” приобрел резервуарный парк для хранения нефти и нефтепродуктов на территории Латвии, участвует в расширении Вентспилского порта. В настоящее время вырисовывается перспектива продажи государственной доли (43 %) в компании “Веyстпилс нафта” российским нефтяным компаниям, которых не устраивает тот факт, что они не являются акционерами этой компании (именно этим объясняется прекращение с
"Московский муниципальный банк – Банк Москвы" потратил в
Инвестиции из России в Эстонию довольно часто вызывают неоднозначную реакцию местных политиков. Проникновение российского бизнеса зачастую расценивается как угроза независимости государства. Тем не менее, на начало
Одним из крупнейших инвесторов признана компания “Северстальтранс”: только в
Развитие нефтетерминала в эстонском порту “Мууга” стало первым инвестиционным проектом российской компании “Северстальтранс” (общий объем ее вложений составил примерно 400 млн. крон). Активно действует в Эстонии и компания "Лукойл", имеющая нефтеперевалочные мощности в Мууга и сеть бензоколонок.
Вагоностроительный завод, расположенный в Ахтме, при участии российского промышленного гиганта – компании “Уралвагонзавод” с августа
В ноябре
На сегодняшний день одной их нерешенных проблем российско-эстонских экономических отношений является проблема сланцев. Дело в том, что 1 апреля
Дело в том, что от сжигания российских сланцев эстонцы получали чуть больше 6 млн. евро в год, а просто от продажи "экологического эффекта" – квоты на выброс 1,03 млн. т парниковых газов, получаемых от сжигания российских сланцев, как подсчитали эстонцы, они могли бы получать без особых усилий 10–15 млн. евро. Поэтому эстонская сторона предложила увеличить оплату стоимости сжигания сланца примерно в 2 раза, или передать ей соответствующие квоты России. Такое предложение неприемлемо для России, так как резко удорожает стоимость получаемой электроэнергии. Российская сторона больше заинтересована в решении сланцевой проблемы. Руководство "Нарвских электростанций" заявило, что их предприятие перерабатывает 14 млн. т эстонского сланца и этого количества вполне достаточно для работы ГРЭС, в то время как доля российского сланца составляет всего около 7 % перерабатываемого объёма.
Очевидно, что окончательного решения в этом направлении не найдено. Пока удалось только отодвинуть коллизию с добычей и переработкой российских сланцев на конец 2005 года. Эта проблема является неотъемлемой частью эстонско-российских экономических отношений, наряду с такими важными для сторон вопросами, как транзит, увеличение объема взаимной торговли, инвестиции и др.
В Литве на конец
В целом по количеству фирм с иностранным капиталом, зарегистрированных в Литве, Россия занимает 2-е место после главного инвестора в литовскую экономику – Дании. Значительные инвестиции осуществили российские компании "Газпром" и "Лукойл". РАО "Газпром" инвестировал в предприятие по сбыту газа ЗАО "Стэлла Витае". Российский нефтеконцерн ЮКОС приобрел контрольный пакет акций "Мажейкю нафта", а возглавляемый Газпромом консорциум победил в конкурсе на покупку третьей по величине литовской электростанции – Каунасской ТЭС.
Следует отметить, что Россия не входит в число крупных инвесторов в Литве, главным образом из-за отсутствия достаточных финансовых средств. Кроме того, процесс проникновения российского капитала в стратегические отрасли в определенной степени сдерживается руководством Литвы. Так, например, концерн "Лукойл", основной поставщик российской нефти в Литву, был фактически исключен из приватизации нефтяного комплекса "Мажейкю нафта", контроль над которым получила американская нефтяная компания "Вильямс Интернешнл”. Однако после прекращения поставок нефти "Лукойлом" и связанных с этим убытков для бюджета Литвы совладельцем литовского НПЗ "Мажейкю нафта" стала российская компания "ЮКОС". В июне
Cостоявшийся в середине декабря
Тем не менее, в Литве всерьез обеспокоены. Ситуация с "ЮКОСом" остается неясной, поэтому изыскиваются альтернативные пути выхода из нее. Так, была подготовлена схема по выкупу 10 % акций компании (53,7 % долей "Мажейкю нафта" принадлежит дочернему предприятию российского концерна – "ЮкосФинанс", а 40,6 % – литовскому государству). Предлагается также выторговать бесперебойные поставки нефти у России за счет уступок по вопросам калининградского транзита.
Проблема калининградского транзита остается основным и наиболее заметным камнем преткновения в отношениях двух стран благодаря стараниями литовской стороны превратилась в весьма важный аспект и общих взаимоотношений между Москвой и руководством Единой Европы.
Россия не удовлетворена реализацией договоренности между Россией и ЕС по Калининградскому транзиту. Литва уже не первый раз ужесточает правила транзита грузов в Калининград через свою территорию. С 1 мая
В сентябре
В то же время следует особо отметить международный проект сотрудничества двух соседних центров морской индустрии – Калининградского и Клайпедского портов, "2К". Главная цель "2К" – объединить всех участников транспортировки грузов через вышеупомянутые порты, тем самым создать условия для увеличения объемов торговли и повышения конкурентоспособности торговых путей, проходящих через них. Пока же стоимость литовского направления для хозяев груза обходится в среднем на 30 % дороже, чем грузоперевозки в российские порты. В
Сегодня Литва обеспечивает транспортную инфраструктуру и энергетические магистрали между Калининградом и остальной территорией России. Она является третьим после Германии и Польши торговым партнером Калининградской области и одним из главных ее инвесторов.
Увеличивается объем инвестиций и в обратном направлении: литовцы вкладывают средства в российские филиалы. Особенно это заметно в Калининградской области. Так, на конец
Новые перспективы для развития экономического сотрудничества России со странами Балтии связаны с реализацией проектов (с участием финансовых средств международных организаций и ЕС) в рамках Совета государств Балтийского моря. Приоритетным направлением сотрудничества является энергетика. В качестве одного из основных направлений кооперации стран балтийского бассейна в области электроэнергетики определено создание единой энергосистемы Балтийского кольца за счет строительства высоковольтной линии между Литвой и Польшей, которая должна пройти по территории Калининградской области.
Реформирование энергетики – отрасли, вызывающей наибольшие нарекания со стороны Европейского Союза, остается, пожалуй, самым сложным вопросом. Сейчас Литва является не только энергетически самодостаточным государством, но и покрывает приблизительно 50 % потребностей Латвии и Эстонии в электроэнергии. Однако в
Вступление стран Балтии в ЕС связано с присоединением их к европейским энергосетям. Но инфраструктура электроэнергетики в Литве, как и в других странах Балтии, соответствует российским стандартам и ее реорганизация требует больших затрат и много времени. По территории Литвы проходят энергетические сети, соединяющие "большую" Россию с Калининградской областью. Если литовская энергосистема отсоединится от российской, то Калининград окажется отрезанным от российской энергосистемы. Поэтому подписание договора о сотрудничестве в области передачи электроэнергии между пятью энергокомпаниями Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии и России в феврале
Интеграция стран Балтии в европейское экономическое пространство создает барьеры на пути экспорта российских промышленных товаров. В частности, на ряд готовых промышленных изделий (автомобили, дорожная и сельскохозяйственная техника, изделия из черных металлов и др.) действуют более высокие импортные пошлины по сравнению с аналогичными товарами, ввозимыми из государств, с которыми они имеют соглашения о свободной торговле промышленными товарами. В связи с правовой и технической гармонизацией страны Балтии перешли на более высокие стандарты, нормы и требования ЕС, что также негативно влияет на российский экспорт, прежде всего машинотехнических изделий.
На территории России прибалтийские страны инвестировали в торгово-посреднические предприятия, а также переработку рыбы, сельскохозяйственной продукции, производство пиломатериалов и ряда других изделий. В России действует ряд крупных банков Балтии, в частности, – Парекс и Ханзабанк Груп, которые через свои филиалы или дочерние банки осуществляют разнообразные банковские операции на российском рынке.
Следует указать на ряд факторов, сдерживающих развитие взаимных экономических связей. До вступления стран Балтии в ЕС в них действовали законы, ограничивающие участие России в стратегических отраслях экономики. В частности в Литве в декабре
Независимо от того, что стандарты и технические требования ЕС весьма высоки и соответствие им требует больших первоначальных затрат, в основе проблем российского экспорта лежит низкая конкурентоспособность отечественных товаров. Для продвижения российской машинотехнической, химической и пищевой продукции в прибалтийский регион представляется необходимым не только обеспечить соответствие поставляемых изделий стандартам и требованиям ЕС, но и повысить качество технического обслуживания, в частности, создавая консигнационные склады запасных частей и быстро изнашиваемых узлов, развивая поставки российской техники на условиях лизинга, активизируя маркетинговую и рекламно-выставочную работу российских компаний, создавая механизм упрощенного доступа российских экспортеров к коммерческим льготным кредитам. Одним из направлений увеличения российского экспорта машин и оборудования может стать расширение масштабов технического содействия за счет участия в модернизации, прежде всего, объектов энергетики. Перспективным представляется участие российской стороны, например, в строительстве ТЭС в Латвии (в г. Броцены, Лиепая), а также ряда электростанций с парогазовым циклом.
Несмотря на многие появляющиеся и надуманные причины, сдерживающие экономические связи, есть надежда, что Россия и страны Балтии все же попытаются найти решение в общем контексте развития двустороннего экономического сотрудничества.